Особенности общения дошкольников со сверстниками и взрослыми: формы, этапы развития и влияние на личность ребенка

Как меняется общение дошкольников со сверстниками и взрослыми с возрастом. Какие формы общения характерны для разных возрастных периодов. Чем отличается общение со сверстниками от общения со взрослыми. Как влияет общение на развитие личности ребенка.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в развитии личности дошкольника. По мере взросления ребенка его контакты с другими детьми становятся все более интенсивными и важными для социализации. Рассмотрим основные особенности общения дошкольников со сверстниками:

  • Разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстниками дети используют самые разные действия — от споров и требований до шуток, притворства и фантазирования.
  • Яркая эмоциональная насыщенность. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью.
  • Нестандартность и нерегламентированность общения. Дети используют необычные сочетания слов, звуков, движений.
  • Преобладание инициативных действий над ответными. Каждый стремится быть первым, привлечь к себе внимание.

Формы общения дошкольников со сверстниками

Выделяют три основные формы общения дошкольников со сверстниками, сменяющие друг друга с возрастом:

1. Эмоционально-практическая форма (2-4 года)

На этом этапе ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и самовыражения. Главное — привлечь внимание к себе, продемонстрировать свои умения. Дети играют рядом, но не вместе.

2. Ситуативно-деловая форма (4-6 лет)

Этот период — расцвет сюжетно-ролевой игры. Дети учатся согласовывать свои действия, распределять роли. Возникает потребность в сотрудничестве и признании сверстниками.

3. Внеситуативно-деловая форма (6-7 лет)

Общение выходит за рамки конкретной ситуации. Дети обсуждают личные качества, поступки, правила. Возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность в деятельность сверстника.

Чем отличается общение со сверстниками от общения со взрослыми?

Общение дошкольников со сверстниками существенно отличается от их контактов со взрослыми:

  • Более яркая эмоциональная насыщенность
  • Нестандартность и раскованность контактов
  • Преобладание инициативных действий над ответными
  • Более широкий спектр коммуникативных задач

Со сверстником ребенок учится выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Со взрослым — слушать, понимать, усваивать новую информацию и социальные нормы.

Развитие общения дошкольников со взрослыми

М.И. Лисина выделила 4 формы общения ребенка со взрослым, сменяющие друг друга на протяжении дошкольного детства:

  1. Ситуативно-личностная (первое полугодие жизни)
  2. Ситуативно-деловая (6 месяцев — 3 года)
  3. Внеситуативно-познавательная (3-5 лет)
  4. Внеситуативно-личностная (5-7 лет)

Каждая форма характеризуется особым содержанием потребности в общении, ведущими мотивами и средствами общения.

Влияние общения на развитие личности дошкольника

Общение со сверстниками и взрослыми оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка-дошкольника:

  • Способствует осознанию себя как субъекта деятельности
  • Формирует представление о себе и самооценку
  • Развивает способность к сопереживанию и взаимопомощи
  • Учит согласовывать свои действия с другими
  • Формирует коммуникативные навыки
  • Стимулирует развитие познавательных процессов

Роль взрослого в развитии общения дошкольников

Взрослый играет важнейшую роль в развитии общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Задачи педагога:

  • Создавать условия для разнообразного общения детей
  • Обучать способам взаимодействия
  • Поощрять доброжелательные отношения
  • Формировать культуру общения
  • Развивать коммуникативные способности
  • Помогать разрешать конфликты

Игра как средство развития общения дошкольников

Игра является ведущей деятельностью дошкольника и важнейшим средством развития общения. В игре ребенок осваивает:

  • Различные социальные роли
  • Правила взаимодействия
  • Способы разрешения конфликтов
  • Навыки сотрудничества
  • Умение учитывать позицию другого

Педагог должен создавать условия для разнообразных игр, способствующих развитию общения дошкольников.

Особенности общения дошкольников с нарушениями развития

У детей с нарушениями развития могут наблюдаться трудности в общении со сверстниками и взрослыми:

  • Сниженная потребность в общении
  • Трудности понимания эмоций других
  • Нарушения средств общения
  • Неумение взаимодействовать в коллективе
  • Агрессивность или замкнутость

Необходима целенаправленная коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков таких детей.

Диагностика общения дошкольников

Для изучения особенностей общения дошкольников используются различные методы:

  • Наблюдение за свободным общением детей
  • Экспериментальные методики (например, «Картинки» Р.Р. Калининой)
  • Беседы с детьми
  • Анкетирование родителей и педагогов
  • Социометрические методики
  • Проективные методики

Комплексная диагностика позволяет выявить проблемы в сфере общения и наметить пути коррекции.

Заключение

Общение со сверстниками и взрослыми играет ключевую роль в развитии личности дошкольника. Оно проходит сложный путь становления на протяжении дошкольного детства. Задача взрослых — создать оптимальные условия для формирования коммуникативных навыков ребенка и его позитивной социализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *