Содержание
Особенности общения дошкольников со сверстниками
Общение со сверстниками играет важнейшую роль в развитии личности дошкольника. По мере взросления ребенка его контакты с другими детьми становятся все более интенсивными и важными для социализации. Рассмотрим основные особенности общения дошкольников со сверстниками:
- Разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстниками дети используют самые разные действия — от споров и требований до шуток, притворства и фантазирования.
- Яркая эмоциональная насыщенность. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью.
- Нестандартность и нерегламентированность общения. Дети используют необычные сочетания слов, звуков, движений.
- Преобладание инициативных действий над ответными. Каждый стремится быть первым, привлечь к себе внимание.
Формы общения дошкольников со сверстниками
Выделяют три основные формы общения дошкольников со сверстниками, сменяющие друг друга с возрастом:
1. Эмоционально-практическая форма (2-4 года)
На этом этапе ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и самовыражения. Главное — привлечь внимание к себе, продемонстрировать свои умения. Дети играют рядом, но не вместе.
2. Ситуативно-деловая форма (4-6 лет)
Этот период — расцвет сюжетно-ролевой игры. Дети учатся согласовывать свои действия, распределять роли. Возникает потребность в сотрудничестве и признании сверстниками.
3. Внеситуативно-деловая форма (6-7 лет)
Общение выходит за рамки конкретной ситуации. Дети обсуждают личные качества, поступки, правила. Возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность в деятельность сверстника.
Чем отличается общение со сверстниками от общения со взрослыми?
Общение дошкольников со сверстниками существенно отличается от их контактов со взрослыми:
- Более яркая эмоциональная насыщенность
- Нестандартность и раскованность контактов
- Преобладание инициативных действий над ответными
- Более широкий спектр коммуникативных задач
Со сверстником ребенок учится выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Со взрослым — слушать, понимать, усваивать новую информацию и социальные нормы.
Развитие общения дошкольников со взрослыми
М.И. Лисина выделила 4 формы общения ребенка со взрослым, сменяющие друг друга на протяжении дошкольного детства:
- Ситуативно-личностная (первое полугодие жизни)
- Ситуативно-деловая (6 месяцев — 3 года)
- Внеситуативно-познавательная (3-5 лет)
- Внеситуативно-личностная (5-7 лет)
Каждая форма характеризуется особым содержанием потребности в общении, ведущими мотивами и средствами общения.
Влияние общения на развитие личности дошкольника
Общение со сверстниками и взрослыми оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка-дошкольника:
- Способствует осознанию себя как субъекта деятельности
- Формирует представление о себе и самооценку
- Развивает способность к сопереживанию и взаимопомощи
- Учит согласовывать свои действия с другими
- Формирует коммуникативные навыки
- Стимулирует развитие познавательных процессов
Роль взрослого в развитии общения дошкольников
Взрослый играет важнейшую роль в развитии общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Задачи педагога:
- Создавать условия для разнообразного общения детей
- Обучать способам взаимодействия
- Поощрять доброжелательные отношения
- Формировать культуру общения
- Развивать коммуникативные способности
- Помогать разрешать конфликты
Игра как средство развития общения дошкольников
Игра является ведущей деятельностью дошкольника и важнейшим средством развития общения. В игре ребенок осваивает:
- Различные социальные роли
- Правила взаимодействия
- Способы разрешения конфликтов
- Навыки сотрудничества
- Умение учитывать позицию другого
Педагог должен создавать условия для разнообразных игр, способствующих развитию общения дошкольников.
Особенности общения дошкольников с нарушениями развития
У детей с нарушениями развития могут наблюдаться трудности в общении со сверстниками и взрослыми:
- Сниженная потребность в общении
- Трудности понимания эмоций других
- Нарушения средств общения
- Неумение взаимодействовать в коллективе
- Агрессивность или замкнутость
Необходима целенаправленная коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков таких детей.
Диагностика общения дошкольников
Для изучения особенностей общения дошкольников используются различные методы:
- Наблюдение за свободным общением детей
- Экспериментальные методики (например, «Картинки» Р.Р. Калининой)
- Беседы с детьми
- Анкетирование родителей и педагогов
- Социометрические методики
- Проективные методики
Комплексная диагностика позволяет выявить проблемы в сфере общения и наметить пути коррекции.
Заключение
Общение со сверстниками и взрослыми играет ключевую роль в развитии личности дошкольника. Оно проходит сложный путь становления на протяжении дошкольного детства. Задача взрослых — создать оптимальные условия для формирования коммуникативных навыков ребенка и его позитивной социализации.